Наиболее распространенные нарушения прав ребенка в образовательных учреждениях
Наиболее распространенные нарушения прав ребенка в образовательных учреждениях
Краткое содержание документа
Несмотря на то, что правовое положение несовершеннолетних, а также органов, уполномоченных их защищать, к настоящему времени подробно регламентировано, ситуация с реализацией несовершенно¬летними их прав остается очень напряженной. В числе наиболее часто встречающихся нарушений следует назвать право несовершеннолет¬них на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия.
Значительная доля нарушений прав ребенка приходится на образовательные учреждения. И это не случайно. Наши школы и другие образовательные учреждения продолжают оставаться, несмотря на про¬возглашенную открытость, полузакрытыми институтами, что создает питательную почву для злоупотреблений школьных администраций, антипедагогических поступков, дискриминации в отношении детей и их родителей.
Это обуславливает необходимость сосредоточить внимание уча¬стников родительского собрания на проблеме обеспечения прав ре¬бенка в образовательном учреждении.
Назовем наиболее распространённые нарушения прав человека в образовательном учреждении.
- Нарушение права на доступность и бесплатность качественного среднего образования (невозможно поступить в образовательное уч¬реждение по месту жительства; нет возможности поступить в «продви¬нутое» образовательное учреждение, несмотря на достаточные спо¬собности; нет возможности учиться в коррекционном классе; не соблю-дается принцип добровольности при сборе родительских пожертвова¬ний школе; отсутствуют учебники, нет лабораторного оборудования, занятия по информатике проводятся без компьютеров и т.д.).
Особо отметим, что низкое качество образования, предоставляемого целым рядом образовательных учреждений, является серьезнейшей пробле¬мой. Данные Российской академии образования свидетельствуют: 60% детей (в российском масштабе это более 10 млн. человек), которые заканчивают на¬чальную школу, едва умеют читать. Системные пороки российского образова¬ния и педагогическая некомпетентность учителей приводит к тому, что у по¬давляющего большинства детей уже в средних классах, а часто и в начальной школе, отсутствует интерес к учебе.
- Нарушение права на защиту от всех форм насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающее его (применение родителями и педагогами физического или психического насилия по отношению к детям и подросткам, случаи физического и психического преследования среди школьников).
Заметим, что физическое насилие менее распространено, чем психологическое. Впрочем, за последние годы в районных судах г. Перми было рассмотрено несколько громких дел, связанных с избиениями учителями своих учеников. Что же касается психологического подавления достоинства подростков, то оно в иных образовательных учреждениях стало чуть ли не повсе¬дневной практикой школьной жизни. И учителя и ученики часто его даже не идентифицируют. Более того, как показал проведенный на старте проекта «Пермской ассамблеи» социологический опрос, многие родители, работники школы считают применение методов психологического (и даже физического) насилия естественным способом педагогического воздействия. В образова¬тельных учреждениях распространено обращение к учащимся в грубой фор¬ме, угрозы, выражение открытого неприятия, постоянная критика части уче¬ников, занижение учителем оценки из-за нарушения учеником дисциплинарных норм или из личной неприязни к нему, преднамеренная физическая или социальная изоляция отдельных учащихся и т.д.
- Нарушение права на информацию (трудно получить информацию о своих правах и обязанностях, невозможно ознакомиться с Уставом школы, учителя препятствуют ознакомлению со своими оценками в школьном журнале и т.д.).
- Нарушение свободы выражения учениками своего мнения (учащиеся опасаются высказывать свое мнение, если оно расходится с мнением учителя; снижение отметки по предмету в случае расхождения мнений ученика и учителя - заметим, речь идет об обоснованном мнении, а не о простом упрямстве).
- Нарушение права на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, матери¬ального положения родителей, родственных связей между учеником и учителем (учитель к кому-то особо благоволит, а кого-то явно недолюбливает в связи с хорошей или неважной успеваемостью, внешним видом; национальностью, полом, состоянием здоровья, материальным положением родителей, наличием родственных связей между учеником и учителем).
- Нарушение права на неприкосновенность частной и семейной жизни (в доступных для посторонних источниках, например, в классном журнале, можно найти информацию о частной и семейной жизни, например, о национальности, заболеваниях, семейных проблемах учащегося, месте работы родителей; учитель публично оглашает сведения, касающиеся частной жизни учащихся и т.п.).
- Нарушение права на участие учащихся в управлении образовательным учреждением (нет реальной возможности участвовать в управлении образовательным учреждением: органы школьного или ученического самоуправления, а также детские организации либо не существуют, либо действуют формально, не решая реальных управ-ленческих проблем, либо работают как элитарный клуб, в деятельность которого остальные учащиеся вмешаться не могут).
- Нарушение права на справедливое разрешение конфликтов (в школе отсутствуют четко прописанные процедуры разрешения кон¬фликтов; решения по всем конфликтным ситуациям принимает учитель или директор по своему усмотрению).
- В современных условиях интенсификация образовательного процесса привела к значительному росту учебных нагрузок. В большинстве учебных программ, используемых в школах, отсутствует здоровьесберегающий компонент, что проявляется в росте у детей и под¬ростков за последние три года болезней нервной системы, в частности вегето-сосудистой дистонии.