Как организовать и как вести родительское собрание в защиту прав ребенка

Как организовать и как вести родительское собрание в защиту прав ребенка

Краткое содержание документа

Как организовать и как вести родительское собрание в защиту прав ребенка

Названы далеко не все возможные нарушения прав ребенка в образовательном учреждении. Любое из них может стать предметом обсуждения на родительском собрании. Заметим, что сам факт проведения собрания по такой теме свидетельствует о стремлении школы улучшить ситуацию с соблюдением прав ребенка. Крайне важно, чтобы собрание не превратилось в перепалку родителей с учителями с выставлением взаимных претензий и требо¬ваний. Следует помнить, что такая опасность существует объективно, поскольку учитель в данной ситуации представляет государство, власть. Именно ему поручено реализовать основную функцию власти - обеспечение прав учащихся и их родителей. Организации конструктивной дискуссии в немалой степени будет способствовать грамотная постановка проблемы. Как показало упомянутое выше социологическое исследование, одной из самых острых проблем пермской школы является нарушение права ребенка на защиту от всех форм насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающее его. Этот больной вопрос может стать первым в ряду обсуждаемых проблем на родительском собрании. Однако следует помнить о глубокой взаимосвязи всех прав человека: нарушение права на безопасность жизни, на защиту от всех форм насилия существенно влияет на реализацию права на доступность качественного среднего образования, на свободу выражения мнений, на частную жизнь и т.д. А все вместе создает ситуацию, когда школа теряет в глазах ребенка привлекательный имидж, уступает роль духовного наставника улице, бесконечным теле-визионным «ужастикам».
Впрочем, есть вопрос, который стоит как бы над всеми названными, он, по нашему мнению, должен красной нитью пройти через любые темы, которые вы захотите обсудить. Этот вопрос формулируется так: «Каким образом школа, учителя и родители могут сотрудничать в обеспечении прав ребенка?». Такой контекст сосредоточит внимание участников собрания на поиске точек соприкосновения, взаимодействия, а не на формулировании упреков друг к другу. Возможны два принципиально различных способа проведения собрания:
1) тренинг с привлечением психолога (возможно лишь в том случае, если школьный психолог имеет соответствующую компетенцию и готов к проведению подобного тренинга);
2) собрание-дискуссия (ведущим такого собрания может выступить как сам классный руководитель, так и кто-либо из активных родителей). Перед родительским собранием можно предложить учащимся изложить свои размышления по теме собрания, соблюдению прав ребенка в школе. Эти материалы могут быть использованы в качестве до¬полнительных на самом собрании, родителям будет интересна точка зрения детей на эту непростую проблему. Но предварительно будущему ведущему следует получить согласие детей на цитирование их мнений на собрании. В случае отказа ребенка его размышления можно представить лишь в самом общем виде.
В любом случае, желательно, чтобы итогом собрания стала выработка конкретных рекомендаций администрации образовательного учреждения или органам управления образованием (впоследствии они должны быть в письменном виде представлены соответствующему адресату).
Итак, как вести родительское собрание с такой сложной темой?
Попробуем сформулировать цель собрания: Актуализация проблемы взаимодействия семьи и школы в обес¬печении прав ребенка. Задачи:
1) сформулировать типичные нарушения прав ребенка в образова¬тельном учреждении;
2) обсудить формы и способы взаимодействия семьи и школы по обеспечению прав ребенка;
3) выработать рекомендации к администрации образовательного учреждения и органам управления образованием по обеспече¬нию прав ребенка.
На этапе подготовки к собранию было бы желательно ознако¬миться с некоторыми нормативными документами по правам ребенка, в частности, с теми, которые названы выше. Не следует забывать и о локальных документах, прежде всего, об Уставе образовательного учреждения.
Если классному руководителю, удастся уговорить кого-либо из ро¬дителей вести его, это еще снизит опасность развития собрания по деструктивному пути. Но в таком случае ведущий должен глубоко осознать цель собрания и познакомиться с методическими рекомендациями по его ведению. Естественно, классному руководителю следует быть особенно внимательным, в случае, если ранее возникали какие-либо конфликты, связанные с обеспечением интересов учащихся дан¬ного класса (в этом случае необходимо получить дополнительную ин¬формацию, подготовиться к ответам на острые вопросы).
Собрание может занять и больше времени, однако усталость, накапливающаяся после рабочего дня и напряженной двухчасовой дискуссии, может свести на нет достигнутый по ходу обсуждения про¬гресс; конец собрания может оказаться «скомканным». Поэтому следует стремиться уложить дискуссию максимум в два часа. Лучше, если собрания пройдут в специально отведенный «родительский день» (на-пример, в субботу). В этот день в школе может присутствовать администрация образовательного учреждения, учителя, представители органов управления образованием.