Этот вариант проведения собрания рекомендуется проводить педагогу-психологу или другому независимому, обладающему навыками групповой работы, ведущему. Такая форма собрания возможна в слу¬чае, когда имеется необходимость и готовность к прояснению мнений между педагогами, родителями и учащимися. Участниками собрания являются учащиеся школы, родители и педагоги школы.
Собрание позволяет увидеть ситуацию взаимоотношений учитель-ученик-родитель в правовом ракурсе с новой точки зрения, представленной каждой из сторон, осознать проблемы и понять их.
Ход собрания (2 часа)
1) Вводное слово педагога-психолога (5 мин.)
2) Выработка правил дискуссии (10 мин.) (см. вариант собрания 2).
3) Ролевая игра «Билль о правах».
1. Ведущий обозначает группы и наделяет каждую группу ролью. Например, педагоги будут вести речь от лица учащихся,
родители - от лица педагогов, учащиеся - от лица родителей.
Возможны и другие варианты в зависимости от ситуации. Хоро¬шо, если имеется возможность разделить группы территориально.
2. Перед каждой группой ставится задача составить список своих прав (10-15 минут). Необходимо напомнить участникам («детям», «ро¬дителям» и «педагогам»), что они должны назвать свои права, исходя из определенных ведущим ролей. Для этого нужно встать на место собственного ребенка, вспомнив себя в детстве, представить себя на месте педагога, родителя и т.д.
Тест «Что я знаю о Законе РФ "Об образовании"»?
1. Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным органи-зациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
ВЕРНО НЕВЕРНО
2. Граждане Российской Федерации обязаны получать образование на русском языке.
ВЕРНО НЕВЕРНО
3. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учре-ждения и формы получения образования.
ВЕРНО НЕВЕРНО
4. У выпускников государственных школ при поступлении в высшие учебные заве-дения есть преимущество перед выпускниками частных школ.
ВЕРНО НЕВЕРНО
5. Только ученики частных школ имеют право на участие в управлении школой, на свободное выражение своего мнения и убеждений, на свободу совести, информации.
ВЕРНО НЕВЕРНО
6. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в обще¬ственные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
ВЕРНО НЕВЕРНО
7. Разрешается привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образова-тельных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей.
ВЕРНО НЕВЕРНО
8. Дети и подростки с отклонениями в развитии могут быть переведены в коррекционные школы (классы, группы) по решению Педагогического совета.
ВЕРНО НЕВЕРНО
9. Родители (законные представители) учащихся обязаны выполнять Устав школы.
ВЕРНО НЕВЕРНО
10. Учитель может быть уволен за применение (в том числе однократное) методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обу-чающегося, воспитанника.
ВЕРНО НЕВЕРНО
11. Учитель имеет право свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний учащихся.
ВЕРНО НЕВЕРНО
12.Учредителем образовательного учреждения, реализующего военную профессиональную образовательную программу, может быть только Правительство РФ.
ВЕРНО НЕВЕРНО
13. Учащиеся частных школ и институтов не имеют права бесплатно пользоваться государственными библиотеками.
ВЕРНО НЕВЕРНО
14. Школа не несет ответственности за нарушения прав и свобод обучающихся, воспитанников и школьных работников.
ВЕРНО НЕВЕРНО
15. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность началь-ного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
ВЕРНО НЕВЕРНО
16. Иностранные граждане не могут быть учредителями образовательного учреж-дения в России.
ВЕРНО НЕВЕРНО
17. Государство определяет, на каком языке ведется преподавание в школе или училище.
ВЕРНО НЕВЕРНО
18. При поступлении в школу учащиеся и их родители не имеют права знакомиться с Уставом школы.
ВЕРНО НЕВЕРНО
19. Военная подготовка в гражданских образовательных школах может осуществ-ляться только на факультативной основе с согласия обучающихся и их родителей.
ВЕРНО НЕВЕРНО
20. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержа-нием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
ВЕРНО НЕВЕРНО
21. Учащийся, достигший возраста 15 лет, с согласия родителей местного органа образования может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования (9 классов).
ВЕРНО НЕВЕРНО
22. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение обучающихся, достигших возраста 14 лет.
ВЕРНО НЕВЕРНО
Ключ к тесту «Что я знаю о Законе РФ «Об образовании»?»
1. Верно Ст. 5, п.1.
2. Неверно Ст. 6, п. 2.
3. Верно Ст. 50, п. 2.
4. Неверно Ст. 50, п. 5.
5. Неверно Ст. 50, п. 4.
6. Верно Ст. 50, п. 15.
7. Неверно Ст. 50, п.14.
8. Неверно Ст. 50, п. 10.
9. Верно Ст. 52, п. 2.
10. Верно Ст. 56, п. 3.
11. Верно Ст. 55, п. 4.
12. Верно Ст.11,п. 2.
13. Неверно Ст. 50, п. 4.
14. Неверно Ст. 32, п. 3.
15. Верно Ст. 5, п. 3.
16. Неверно Ст. 11, п. 1.
17. Неверно Ст. 6, п. 3.
18. Неверно Ст. Лб, п.2.
19. Верно Ст. 14, п.7.
20. Верно Ст. 15, п.7.
21. Верно Ст. 19, п. 6.
22. Верно Ст. 19, п. 7.
Можно оговорить и возраст «детей», которые пишут свои права, исходя из своих интересов (права семилетних детей могут значительно отличаться от прав подростков).
3. Группы («учащиеся», «родители» и «педагоги») поочередно представляют свои права. Каждое право может быть вписано в оконча¬тельный список только тогда, когда оно принято другими двумя груп¬пами. Каждая группа имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.
4. Ведущий выносит принятые всеми группами права на видное место, например, на доску, поделенную соответственно на три сектора.
Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит весьма «го¬рячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться и может прекратить обсуждение в случае слишком «бурного» хода дис¬куссии, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить участников о том, что на обсуждение каждого пункта отводится не бо¬лее 3-5 минут.
5. После того, как списки прав всех групп записаны и утверждены, каждая группа разрабатывает свои рекомендации по оптимизации про¬цесса соблюдения прав учащихся в образовательном учреждении (см. пункт 6, вариант собрания).
6. Рефлексия. Подведение итогов.
В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаи¬вания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей, родителей и педагогов, поэтому при подведении итогов жела¬тельно обратиться к чувствам участников собрания.