1. Вводное слово классного руководителя (5 мин.).
Классный руководитель информирует о целях проведения собра¬ния в своем классе и об областной акции «Родительское собрание по правам детей». Если была достигнута предварительная договоренность с кем-либо из родителей о ведении собрания, - передает ему слово.
2. Выработка правил дискуссии (10 мин.).
Ведущий предлагает присутствующим сформулировать правила, которых все будут придерживаться, обсуждая поставленную проблему. Правила записываются ведущим или его помощником на доску (флип-чарт), они должны быть всем видны в ходе дискуссии. Как правило, формулируются следующие правила (в любой последовательности):
«не перебивать выступающего»,
«поднимать руку при желании выступить»,
«говорить строго по поставленной проблеме»,
«не злоупотреблять предоставленным словом» (можно оговорить и регламент),
«при несогласии критиковать мнение, но не того кто, его высказал»,
«надо вовлекать в обсуждение всех».
Могут быть добавлены и другие правила. Если какое-либо важное правило не сформулировано, ведущий может предложить его принять. Принять правила крайне важно. Как показывает практика, это чрезвы¬чайно дисциплинирует участников дискуссии. Ведущий может в любой момент обратить внимание на несоблюдение какого-либо из совместно принятых правил. И наоборот, если правила не приняты, ведущий ока-жется не у дел, не сможет ввести в цивилизованные рамки разгорев¬шиеся страсти.
3. Постановка проблемы (5 мин.).
Для того чтобы «разогреть» аудиторию, ведущий может предло¬жить участникам собрания ответить на вопросы теста «Что я знаю о Законе РФ "Об образовании"?» (Вариант теста и ключ к нему см. в приложении 1).
Ведущий может заинтриговать аудиторию, поставив вопрос: «Мо¬жет ли школа быть союзником родителей в обеспечении прав их де¬тей?» (при этом следует пояснение, что объективно педагоги и роди¬тели находятся «по разные стороны баррикады»: учащиеся и их роди¬тели обладают правами, обеспечение которых является обязанностью власти, в нашем случае - учителей и администрации школы). Однако далее следует обратить внимание присутствующих, что учителя - не враги детей, большинство из них искренне стремятся действовать в интересах детей. Из этого логично выводится тезис о том, что вместо высказывания претензий учителям и школе в целом, конструктивнее обсудить вопрос «Каким образом школа, учителя и родители могут со¬трудничать в обеспечении прав ребенка?».
Еще раз подчеркнем, что от постановки основной проблемы дис¬куссии во многом зависит успех собрания. В ходе собрания велика ве¬роятность, что кто-либо из родителей перенесет акцент на какое-либо имевшее место ущемление прав конкретного ребенка (детей). В таком случае ведущий может предложить поговорить о возникшей проблеме особо, в присутствии тех лиц, от которых зависит ее решение, но не делать этого, отвлекаясь от главной темы. Заметим, что опасность «зациклиться» на обсуждении частной проблемы весьма велика. Стоит пойти по этому пути - собрание может стать неуправляемым; вместо обсуждения способов взаимодействия школы и родителей в обеспече¬нии интересов их детей может начаться настоящее судилище над учи¬телями, которое кроме взаимного озлобления ничего действительно полезного для детей не принесет. Лучше написать тему и важнейшие вопросы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на эту формулировку, возвратиться к основной проблематике и высветить неясности понимания, увидеть, почему дискуссия отошла от темы.
4. Определение основных нарушений прав ребенка, возможных в данном классе, в данной школе (20 мин.).
Наилучший вариант - провести работу в группах (6-7 человек): та¬кая работа активизирует участников собрания.
Ведущий предлагает участникам дискуссии написать перечень на¬рушений прав ребенка, имеющих особую актуальность для данного образовательного учреждения, для данного класса (можно предложить также выделить наиболее болезненные из них). Перечень выносится на доску (флип-чарт).
Ведущий обращает внимание аудитории, что формирование пе¬речня не имеет своей целью заклеймить какого-либо педагога или школу; это необходимая предварительная заготовка для дальнейшего поиска путей улучшения ситуации. Если собрание ведет классный руководитель, ему не следует принимать замечания на свой счет. Если же последуют упреки лично к нему, то лучше не отвечать на них, пере¬водя на абстрактный уровень постановку проблемы. Можно еще раз обратиться к цели и задачам собрания, которые отражают стремление к сотрудничеству педагогов и родителей, а не их конфронтацию.
5. Обсуждение способов взаимодействия учителей, школы и родителей в обеспечении прав учащихся (30 мин.).
Руководствуясь составленным перечнем, ведущий просит присутствующих определить возможные способы взаимодействия школы и родителей, позволяющие покончить с нарушениями тех или иных прав или уменьшить их. Необходимо, чтобы участники собрания выделили во всех предложенных способах защиты прав ребенка в школе те ша¬ги, которые максимально способствовали бы достижению этой цели. Хорошая стратегия включает осознание самого факта нарушения прав ребенка. Необходимо выяснить, от кого может зависеть решение во¬проса: начиная от школьного учителя и до районной администрации. В соответствии с этим и выбирается способ дальнейших действий, во¬прос только в их эффективности. Возможно, в некоторых случаях ро¬дитель решит, что «замять проблему» будет лучшим выходом, но для того, чтобы это решение было более взвешенным, осознанным выбором, он должен рассмотреть все возможные варианты:
• последовательное отстаивание своих прав;
• принесение извинений: «виноват, больше не буду», в резуль¬тате чего про конфликт со временем забывают;
• переход в другую школу («эта ситуация все равно безнадеж¬ная, уже ничего не поможет» и т.д.).
При обсуждении следует распределить время на рассмотрение каждого нарушения. Если перечень велик, лучше предварительно вы¬делить наиболее болезненные нарушения и сконцентрировать внимание на них. Обсуждение можно вести, используя метод «мозгового штурма», когда первоначально принимаются все идеи без критики, а потом отбираются наиболее приемлемые. Можно организовать обсуж¬дение проблем в малых группах с последующим коллективным обсуж¬дением наработок каждой из групп.
6. Выработка рекомендаций (10 мин.).
Организуя выработку рекомендаций, ведущему следует подчерк¬нуть, что они должны быть предельно конкретны и ориентированы на определенный адресат (классный руководитель, школьный психолог, директор или завуч ОУ, руководитель органа управления образовани¬ем и т.п.). Не следует видеть свою проблему глобально: формулиро¬вать рекомендации на все случаи жизни. Лучше выработать 1-2 реко¬мендации (включающие пути их реализации), которые могут быть вы¬полнены в точный срок теми, кому они адресованы.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
Участники собрания могут поделиться своими чувствами, мысля¬ми, невысказанными собранию идеями. Ведущий может предложить ответить на вопросы анкеты по результатам собрания.
Анкета.
1. Что вы ожидали от собрания?
2. Какую информацию вы получили на собрании?
3. Что из полученной информации актуально и важно для вас?
4. Как вы будете использовать выводы собрания?
5. Необходимо ли продолжение разговора? Какой аспект про¬блемы необходимо обсудить еще?
Примечание: В случае пассивного течения собрания, можно ис¬пользовать эмоциональные примеры, для того, чтобы заинтересовать присутствующих. Обращение к личному опыту ведущего собрания не рекомендуется.
Примеры ситуаций для обсуждения:
• Ученица - хорошистка, лидер класса - приходит в школу в яркой одежде и с макияжем. Раздраженная учительница ведет девочку в туалет, сама смывает с ее лица косметику, допускает оскорби¬тельные замечания в адрес девочки и ее родителей, отпустивших дочь в школу в таком виде...
• Во время урока в класс входят уборщица и директор. Уборщица говорит, что под окном в коридоре разбросана шелуха от семечек, а на перемене у окна крутились мальчики из этого класса. Директор тре¬бует, чтобы мальчики вывернули карманы. Один из ребят не подчиня¬ется требованию, утверждая, что семечек у него в карманах нет. Учи-тель обвиняет мальчика в том, что он срывает урок. Директор сообща¬ет классу, что он и после урока никого не отпустит, пока этот ученик не вывернет карманы и не извинится за свое поведение...
• В день святого Валентина в школе организовали почту: повесили ящик, куда ребята бросали друг другу записки с поздравлениями. На уроках учитель вынимал из ящика содержимое и распределял по¬здравления по адресатам. Случайно одно из посланий развернулось, и учитель прочитал его. На листке были написаны ругательства. По по-черку определили автора записки и начали проводить с ним воспита¬тельную работу...
В программу гимназии включены уроки танцев. Эти занятия обязательны для всех. Детям они не нравятся. Девочек заставляют приходить в коротких юбках, а ребята над этим смеются. На очеред¬ное занятие девочки приходят, одетые «не по форме». Учительница обращается к директору, говорит, что она не может проводить урок в таких условиях, что это безобразие и т.д. Всем участницам «акции» обещаны двойки...
В случае бурного течения собрания, можно использовать рацио¬нальные приемы снижения эмоционального состояния участников, ка¬ждый раз возвращая их к цели собрания и принятым правилам.
Возможно проведение собрания с использованием методики «метаплан» (план обмена мнениями). Ведущий делит родителей на группы по 5-6 человек, каждой группе для работы предоставляется яркий фломастер (маркер) и лист бумаги АЗ (лист ватмана). Затем, предлагается написать на листе основную проблему собрания «Обеспечение прав ребенка: сотрудничество семьи и школы» и разделить лист на 4 части. Ведущий последовательно озвучивает проблемы, которые обсуждаются группой в режиме «мозгового штурма» в течение 5-7 ми¬нут, результаты обсуждения в виде тезисов записываются на листе в соответствующем квадрате. Затем результаты работы в группах озву¬чиваются и обсуждаются коллективно всеми присутствующими на соб¬рании родителями.
Оформленный метаплан может выглядеть следующим образом:
Обеспечение прав ребенка: сотрудничество семьи и школы
Нарушения прав ребенка в семье и школе
1. Необъективность выставления отметок по предмету
2. ...
Почему нарушаются права ребенка?
1. Отсутствие гласных, открытых и понятных всем критериев оценки знаний
2. ...
Имеющиеся условия (ресур¬сы) для улучшения ситуации
1. Работа в школе методиче¬ских объединений учителей-предметников
2. ...
Предложения
1. Разработать единые требования и критерии оценки знаний и до¬вести их до сведения учащихся и родителей
2. ...